?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 March 2010 @ 12:39 am
предупреждение: смерть персонажа  
У меня в голове крутится выражение Барта "смерть автора". Это, как известно, "парадигмальная фигура постмодернистской текстологии". Постмодернизм перестал быть популярным, еще когда я училась в университете. Так чего же я об этом вспомнила?

Понятно, почему. Ролевые игры.
Если я все-таки соберусь писать диссертацию, она будет, вне всяких сомнений, о ролевых играх. Тем более что и за материалом ездить далеко не надо.

Фигуры "автора" и персонажа" крепко связаны друг с другом. Одного не существует без второго. Ты не автор, пока у тебя нет персонажей. Ты не персонаж, если у тебя нет автора.

(Замечу ad marginem, что эта мысль меня отдельно вштырила. Это прямо какое-то доказательство бытия Бога).

Ролевые игры позволяют разделиться на "автора" и "персонажа". Какое-то время ты удерживаешь их обоих, пока готовишься к игре. Потом - волшебный момент, смерть базовой личности, смерть автора. За время Зимней Сессии я ни разу, клянусь, не вспомнила о том, что у меня есть квартира в Москве, машина у подъезда, обязательства по написанию маркетинговой стратегии компании Х, фитнес-карта, семья и лучшая подруга Ольга. Все страхи и тревоги базовой личности тоже ушли и не отсвечивали. Это восхитительно.
Персонаж занимает место автора, разворачивается и действует. У персонажа есть все функции личности: сознание, эмоции, память и т.д.
А когда ролевая игра кончается, персонаж умирает. Но что это значит? Ведь воспоминания, уже не принадлежащие ему, остаются с автором.
Это значит, что меняется фокус. Сегодня на разборе полетов Зимней Сессии я испытала ни с чем не сравнимое ощущение: когда наконец фокус меняется, и видишь эту волшебную реальность не изнутри, а сверху, как маленькие черные фигурки на снегу. То, чего ты так боялась - это просто игротехник, он выйдет под снег по часам и будет осторожен в бою, потому что у него есть указания от мастеров.

Практика ролевых игр учит одной клевой штуке: входить в метапозицию и выходить из нее. Туда-сюда, свободно, как к себе домой. Вообразите, методологи. То, о чем мы говорили, включая только разум, усиливается чувствами.

Самая близкая метафора: смена планов в компьютерной игре. Вот ты смотришь сверху, а вот - глазами героя. Мне всегда больше нравился взгляд сверху, и я только недавно поняла, какие ощущения дает другой план.

P.S. Для ветеранов движения это все, наверное, прописные истины, но с точки зрения анализа фреймов - концепции, в рамках которой я намерена писать диссертацию когда-нибудь - это все очень интересно. Я продолжаю, конечно, смотреть на РИ взглядом то ли любопытного дилетанта, то ли внешнего эксперта.

P.P.S. Я очень хочу написать про РИ цепочку постов, хоть как-то осмыслить опыт прошлого года, хотя меня адски тормозит то обстоятельство, что я нахожусь в хорошо описанной и осмысленной зоне. Это вам не маркетинг в новых медиа. Впрочем, мой декан когда-то говорил мне: "Если есть что сказать, зажмурься и скажи, даже если понимаешь, что повторяешь кого-то другого".
 
 
 
 
 
Elotarelotar on February 28th, 2010 10:07 pm (UTC)
Не ветераны...
...а "первые люди" ролевого движения! (:
Недопоэт-недофутуристdvanoltri on February 28th, 2010 11:07 pm (UTC)
Re: Не ветераны...
"первые лица" в оригинале было кажется:)
Snowfakeanna_fedorova on March 1st, 2010 09:02 am (UTC)
Re: Не ветераны...
да-да. Забавно.
Snowfake: gryff1anna_fedorova on March 1st, 2010 08:56 am (UTC)
Re: Не ветераны...
да, с этим мемом я знакома, но он мне не нравится :)
Недопоэт-недофутуристdvanoltri on February 28th, 2010 11:08 pm (UTC)
В некоторых моментах как с колбасой. Она вкусная и я не хочу знать как её делают. ЗС она какая-то такая.
Snowfake: gryff1anna_fedorova on March 1st, 2010 09:01 am (UTC)
мне кажется, знание не мешает переживаниям. Не вообще, а в данном случае.
Мэрфиmjurphy on February 28th, 2010 11:13 pm (UTC)
Вещи как будто действительно не новые, но все равно - изложено понятно, это уже приятно.

Хотя насчет "нет автора без созданий и наоборот" - это интересно.

По сути - ну, ведь актеров же этому как раз учат, нет? В "Достать коротышку" была такая сцена - "Посмотри на меня".
Snowfake: gryff1anna_fedorova on March 1st, 2010 09:03 am (UTC)
не знаю насчет актеров. Может быть!

Есть один принципиальный момент - нет отделенных от процесса, молча наблюдающих зрителей. Точнее, каждый друг другу зритель, но нет дистанции между "исполняющим" и "наблюдающим".
Кобольд: Магk0bold on March 1st, 2010 02:18 am (UTC)
знаешь, отлично просто (и лучшего желать нельзя) что у тебя персонаж воспринимается второй личностью. Ты про первую забываешь, переключаешься на него и действуешь от чуждого или хотя бы не копирующего тебя образа. Но всё естественно, ты не напрягаешься с усилием, а оно само. Нет, если всё как ты говоришь, по сути, ты разобралась в ролевых играх, их хакнула, научилась вытягивать самую сердцевинку. Обычно люди только подкручивают себя на играх, усиливают одни, но свои, качества, задвигают другие. Чутка иначе говорят, силятся изобразить что-то, чего с ними знакомые не ждут или что там общественность ожидает увидеть от доставшейся им персоналии. И всё, перерождения не происходит - у подавляющего большинства притом. Они, как всегда, только чуть страннее себя ведут, но в общем-то узнаваемы. А вот так понять героя, чтобы стать им - настолько само по себе уже наслаждение, что - если ты не себя обманываешь, а оно случилось - оо, как сладко потом вспомнить "блин, он сказал плохо про сестру, и как кровь в голову кинулась - хотя и сестры у меня нет, и когда родственников задевают я реагирую тише... сам не свой был!" или типа того. За этим и играют - прожить чужие жизни, так, как за остаток собственной тебе уже себя не настроить. И если ты точно описала ощущения и забытая жизнь в Москве не вспоминалась не потому, что она стандарт, а тут драйв, и интереснее тут, а не там сейчас, только и всего - а в силу описанного в посте, то я только порадоваться могу. Впрочем писал уже)
Snowfake: gryff1anna_fedorova on March 1st, 2010 09:07 am (UTC)
:)
твое мнение для меня важно, так что спасибо за развернутый коммент. Да, вроде все так. Буду проверять дальше.
cmotrujj on March 1st, 2010 04:35 am (UTC)
диссер
Написать и защитить? А где это мыслится? (заведение, кафедра, направление - в-общем).
cmotrujj on March 1st, 2010 05:58 am (UTC)
оффтоп
Анна, плз см. личку.
Snowfake: gryff1anna_fedorova on March 1st, 2010 09:13 am (UTC)
Re: оффтоп
ответила в личку
Snowfake: gryff1anna_fedorova on March 1st, 2010 08:59 am (UTC)
Re: диссер
вряд ли у меня будет большой выбор. Там, где уважают анализ фреймов. А в России он непопулярен.
prometa: Serenityprometa on March 1st, 2010 06:21 am (UTC)
Здорово, ради такого экспиренса вполне можно шить мантию и учить движения палочкой. Не знаю, смогла бы я, но интересно.
Snowfake: gryff1anna_fedorova on March 1st, 2010 08:58 am (UTC)
ну, сшить мантию дело нехитрое (в смысле заказать).
А опыт того стоит, это правда. Даже затрудняюсь сказать, где найти такой опыт, кроме РИ.