?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 November 2010 @ 06:31 pm
свобода как обещание  
Сартр был прав, прав во всем - мрачно думала я, выбирая стаканы в Zara Home. Все стаканы казались кривыми - зря я выдала этому магазину кредит доверия. "Ад - это другие", - мрачно думала я, и травмированные моими эманациями продавцы жались от меня по дальним углам.

Одна из тех мыслей, которые ужасно, непоправимо затерты бездумным повторением. Настолько, что и цитировать ее как-то неловко, но ничего, ладно, Сартр же не виноват.

Дело в том, что рай - это тоже другие.

Другой непонятен, свободен, непредсказуем и герметично закрыт от твоего взгляда, обращенного на него. Конечно, ты создаешь его этим взглядом, только это ничего не меняет. Но бывает, что другой сделает что-нибудь такое, что счастье внезапно и вдруг пронизывает все конструкции, проекции и уровни бытия.

А дальше Сартр заводит разговор о свободе. "Свобода", - мрачно думала я, переместившись в соседний магазин и заново, в сто пятый раз убеждаясь в том, что рубашка за три тысячи рублей ВСЕГДА будет плохо сидеть на живом человеке, а значит, попытка сэкономить обречена в зародыше. Почему - загадка. Почему нельзя украсть лекала у Burberry?

Извините, отвлеклась. На предыдущем абзаце половина читателей отвалилась (свободно выбрав не читать про рубашки), и это добавляет мне мрачной радости. Итак, свобода.

"Напротив, тот, кто хочет быть любимым, не желает порабощения любимого существа. Он не довольствуется несдерживаемой и механической страстью. Он не хочет обладать автоматом", - пишет Сартр в "Бытие и ничто". Это все имеет отношение не только к любви в узком смысле. Мы часто хотим чего-то от других людей, но не можем даже сказать им об этом, потому что действие, совершенное после просьбы о нем (или даже после случайного упоминания) - это уже не то. Желанное действие должно быть продуктом свободы другого. Сами знаете, поздравление с днем рождения после напоминания ("Идиотина, а какое сегодня число, а?!") не так радует, как внезапный звонок рано утром в день рождения, правда?

Другой, кстати, чаще всего ни сном ни духом, и не подозревает, что от него этого хотели. Про большинство вещей можно и нужно свободно говорить, чтобы не выяснялось, "что меня уже полгода бесит твоя манера бросать полотенце на пол, как в отеле". Все, что связано с дизайном жизни, страхами, деньгами и проч. - надо проговаривать. Но все равно - остается класс поступков, слов и жестов, которые ценны только тогда, когда они - продукт свободы. Внезапный сюрприз из черного ящика.

Свобода другого - это бесконечное, беспредельное обещание чего угодно. Например, ада. Или наоборот, рая. Как повезет.

Стаканы я все-таки купила, и довольно милые.
 
 
 
(Deleted comment)
Snowfakeanna_fedorova on November 3rd, 2010 04:08 pm (UTC)
Чтобы ТЕБЯ порадовать, это я вообще не знаю, что нужно сделать!
izbalovannayaizbalovannaya on November 3rd, 2010 06:08 pm (UTC)
ах!.. немного людей покупают рубашку за 3 тысячи рублей, чтобы сэкономить. для меня это было бы, наоборот, роскошью.
Snowfakeanna_fedorova on November 3rd, 2010 07:09 pm (UTC)
я была бы сама счастлива покупать рубашки как можно дешевле, но хотелось бы поговорить о Сартре. :)
izbalovannayaizbalovannaya on November 3rd, 2010 07:10 pm (UTC)
О Сартре не так интересно, как о рубашках...
izbalovannayaizbalovannaya on November 3rd, 2010 07:27 pm (UTC)
Если о Сартре и о свободе другого как обещании - а что, например, тут вообще можно обсудить? о чём поговорить? мне кажется, можно рассматривать свободу другого как обещание, можно не рассматривать. Это личное дело каждого, из области предпочтений. Красивая метафора. Нравится думать, будто свобода другого - это обещание, привлекает чем-то, тогда и думаешь так. Не нравится - не думаешь. Это невозможно ни доказать, ни опровергнуть, ни привести вообще-то хоть сколько-нибудь серьёзные аргументы в пользу (или против) этой позиции ;)

Мне, например, не нравится эта метафора, я в неё не верю. Свобода другого - это не только обещание, это может быть и полное равнодушие, которое тебе ничего не обещает. Обещание - это всё-таки некое обязательство. А если свобода выражается в полном игнорировании другого, то - да, конечно, можно расценить это как то, что другой устроил тебе ад, но можно расценить как то, что тут вообще никакого обещания не было. Насчёт того, что человек, желающий быть любимым, не хочет полного порабощения любимого существа (или не должен хотеть?) - верно, но это же на уровне здравого смысла и так понятно, что тут ещё обсуждать...

Наверно, предполагается обсудить Сартра не исходя из этого поста, а исходя из собственных представления о нём? Жаль, у меня их пока нет... так что всё вышесказанное относится только конкретно к этому посту.
(Deleted comment)
Snowfakeanna_fedorova on November 4th, 2010 06:36 pm (UTC)
гламур и дискурс!